Menu

История Франции



Франция в первой половине XVII века. Тридцатилетняя война (1618-1648 г.г.) ----- ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVI - XVII в.в.) ----- Франция в середине XVII века. Фронда

Французское Возрождение XVI века

В XVI в. во Франции получают распространение гуманистические идеи. Отчасти этому содействовало соприкосновение Франции с гуманистической культурой Италии во время походов в эту страну. Но решающее значение имел тот факт, что весь ход социально-экономического развития Франции создавал благоприятные условия для самостоятельного развития подобных идей и культурных течений, которые приобретали на французской почве самобытный колорит.

Завершение объединения страны, укрепление ее экономического единства, нашедшие свое выражение в развитии внутреннего рынка и постепенном превращении Парижа в крупнейший экономический центр, сопровождались в XVI - XVII вв. постепенным формированием национальной французской культуры. Процесс этот шел и углублялся, хотя был очень сложным, противоречивым, замедленным вследствие потрясавших и разорявших страну гражданских войн.

Настенная живопись французского Возрождения XVI века Большие сдвиги произошли в развитии национального французского языка. Правда, в окраинных областях и провинциях Северной Франции еще существовало большое число местных диалектов: нормандский, пикардийский, шампанский и др. Сохранялись еще и диалекты провансальского языка, но все большее значение и распространение приобретал северофранцузский литературный язык: на нем издавались законы, велось судопроизводство, писали свои произведения поэты, писатели, хронисты. Развитие внутреннего рынка, рост книгопечатания, централизаторская политика абсолютизма способствовали постепенному вытеснению местных диалектов, хотя в XVI в. процесс этот был еще далек от завершения.

Однако Возрождение носило во Франции довольно заметный аристократическо-дворянский отпечаток. Как и повсюду, оно было связано с возрождением античной науки - философии, литературы - и сказалось прежде всего в области филологии. Крупным филологом был Бюде, своего рода французский Рейхлин, изучивший греческий язык настолько хорошо, что говорил и писал на нем, подражая стилю древних. Бюде был не только филологом, но и математиком, юристом и историком.

Другим выдающимся ранним гуманистом во Франции был Лефевр д'Этапль, учитель Бюде в области математики. Его трактаты по арифметике и космографии впервые создали во Франции школу математиков и географов. Он склонялся к протестантизму и еще в 1512 г., т. е. до выступления Лютера, высказал два принципиальных положения Реформации: оправдание верой и Священное писание как источник истины. Это был мечтательный и тишайший гуманист, испугавшийся последствий своих собственных идей, когда по выступлению Лютера он увидел, к чему это может привести.

Важным событием Возрождения во Франции XVI века было основание как бы нового университета наряду с Парижским университетом, так называемого «Французского коллежа» (College de France) - открытой ассоциации ученых, распространявших гуманистическую науку.

Подражание античным образцам сочеталось с развитием национальных устремлений. Поэты Жоаким Дюбелле (1522-1560), Пьер де Ронсар (1524-1585) и их сторонники организовали группу, получившую название «Плеяда». В 1549 г. она опубликовала манифест, самое название которого «Защита и прославление французского языка» отражало национальные устремления французского Возрождения. В манифесте опровергалось мнение, что лишь древние языки могут воплотить в достойную форму высокие поэтические идеи, и утверждалась ценность и значимость французского языка. «Плеяда» получила признание двора, и Ронсар стал придворным поэтом. Он писал оды, сонеты, пасторали, экспромты. Лирика Ронсара воспевала человека, его чувства и интимные переживания, оды и экспромты по случаю политических и военных событий служили возвеличению абсолютного монарха.

Ф.Рабле - выдающийся деятель французского Возрождения XVI века Наряду с освоением и переработкой античного наследства литература французского Возрождения впитывала в себя лучшие образцы и традиции устного народного творчества. Она отражала черты характера, присущие талантливому и свободолюбивому французскому народу: его веселый нрав, смелость, трудолюбие, тонкий юмор и разящую силу сатирической речи, обращенной своим острием против живших за счет народа тунеядцев, сутяг, лихоимцев, своекорыстных святош, невежественных схоластов.

Самым выдающимся представителем французского гуманизма XVI в. был Франсуа Рабле (1494—1553). Наиболее известным произведением Рабле является сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», форма романа сказочная, опирающаяся на старинные французские сказки о королях-великанах. Это грандиозная, полная остроумия и сарказма сатира на феодальное общество. Рабле представил феодалов в виде грубых великанов, обжор, пьяниц, забияк, чуждых всяких идеалов, ведущих животную жизнь. Он разоблачает внешнюю политику королей, их бесконечные, бессмысленные войны. Рабле осуждает несправедливость феодального суда («Остров пушистых котов»), издевается над нелепостью средневековой схоластической науки («Диспут о колоколах»), высмеивает монашество, нападает на католическую церковь и папскую власть. Сатирическим фигурам, воплощающим в себе пороки господствующего класса, Рабле противопоставлял людей из народа (брат Жан — защитник родной земли, крестьянин — или Панург, в образе которого запечатлены черты городского плебея). Рабле в своем романе высмеивает не только католическую церковь, но и протестантизм (папиманы и папифиги).

Как гуманист Рабле стоял за всестороннее, гармоническое развитие человеческой личности. Он воплотил все свои гуманистические идеалы в своеобразной утопии «Телемское аббатство», в котором живут свободные люди, заботящиеся о своем физическом развитии и духовном совершенствовании в науках и искусстве.

История Франции:
История Франции: полный курс






Французская культура в эпоху Возрождения (XVI - XVII в.в.)

Французская культура XVII в. развивалась в борьбе с реакционными течениями католической контрреформации.

Абсолютистское правительство Франции проводило политику централизации в области культуры и стремилось поставить под контроль духовную жизнь страны. В 1635 г. была организована Французская Академия наук, которой было поручено составление французского словаря и грамматики французского языка. Правительство привлекало ко двору крупных писателей и художников, оказывало влияние на направление их творчества.

П.Ронсар - выдающийся деятель французского Возрождения XVI века В становлении французского театрального искусства XVII века огромную роль сыграл Корнель (1606—1684). В его трагедиях ставились вопросы общенационального значения. В трагедии Корнеля «Сид» долг рассматривался как служение родной стране. В качестве идеального героя он выдвинул простого рядового воина, незнатного рода, опирающегося только на личные заслуги, горячего патриота своей страны. Король этой страны показан нерешительным и колеблющимся. Трагедия «Сид» приобрела необыкновенную популярность и пользовалась огромным успехом.

С конца 40-х гг. XVII века во Франции возникло литературное направление, известное под названием «Плеяды». Это был кружок, объединявший представителей французской дворянской интеллигенции, патриотически настроенной и сочувствующей национальному объединению Франции. Во главе кружка стояли поэты Пьер Ронсар (1524—1585) и Жоакен дю Белле (1522—1560).

«Плеяды» опубликовали литературный манифест, написанный дю Белле в 1549 г. «Защита и прославление французского языка». В этом манифесте звучал призыв к укреплению и обогащению французского литературного языка, к созданию произведений, пронизанных гражданским пафосом. Вторым направлением в творчестве поэтов кружка «Плеяды» был жанр оды. Ведущая роль принадлежала Ронсару. В работе над одами получили ясное выражение принцип подражания античности и стремление к художественному воплощению возвышенного, идеального начала. Основное предназначение оды для Рон-сара — прославить и тем самым увековечить силой поэтического слова подвиги исторических деятелей, творения мыслителей и поэтов, прелести родной природы или добродетели близких людей.

Во французской литературе XVII века появились произведения реалистического и научно-фантастического характера. К первым относятся бытовой роман Сореля «Правдивое комическое жизнеописание Франсиона» и «Комический роман» Скаррона. Ко вторым — произведения Сирано де Бержерака, находившегося под большим влиянием Гассенди и Кампанеллы. В романах-утопиях Сирано де Бержерака «Иной свет, или Государства империи Луны» и «Империи Солнца» ярко выражены материалистические взгляды, атеизм, вольнодумные, бунтарские настроения писателя; он был сторонником научного познания мира, поборником республиканского строя, осуждал войны.




Французское изобразительное искусство, архитектура и философия эпохи Возрождения (XVI - XVII в.в.)

Французское изобразительное искусство в эпоху Возрождения характеризуется большими успехами в области портрета. Карандашные портреты работы художника Франсуа Клуэ передавали тонкую психологическую характеристику.

Н.Пуссен - выдающийся деятель французского Возрождения XVII века Эпоха Возрождения вытеснила во Франции готические традиции в архитектуре. Началось подражание итальянским образцам, впоследствии французская архитектура приобрела самобытный характер. При Генрихе II Лувр был перестроен архитектором Пьером Леско, который воздвиг просторный и изящный дворец в духе новых художественных представлений.

Выдающимся французским скульптором эпохи Возрождения был Жан Гужон (1510—1568). Разносторонне одаренный человек, блестящий декоратор, архитектор, рисовальщик и гравер, он иллюстрировал первый перевод на французский язык трактата Вит-рувия. Но основные его работы относятся к области скульптуры. Младшим современником Гужона был другой выдающийся скульптор Франции XVI в. — Жермен Пилон (1535—1590), мастер-самородок, вышедший из крестьянской среды.

Выдающимся художником и представителем классицизма во Франции XVII в. был Никола Пуссен (1594—1665). Его произведения отличаются глубиной общественно-философских и этических идей, возвышенной, ясной, гармоничной образностью, красотой и выразительностью колорита.

Высокого мастерства во Франции в первой половине XVII века достигла живопись по стеклу и искусство изготовления эмалей. В прежние времена это искусство обслуживало церковь, в XVI в. оно приобрело светский характер. Исключительно высокого уровня достигло фаянсовое производство, особенно славились изделия Бернара Палисси.

Рационалистическая философия в эпоху Возрождения во Франции была представлена гуманистом Мишелем Монтенем (1533—1592). Над своим основным произведением «Опыты» (1588 г.) Монтень работал 20 лет. Это была философская энциклопедия, основная мысль которой заключалась в идее о верховенстве разума. «Опыты» Монтеня оказали влияние на последующее развитие западноевропейской философской мысли, начиная с Бэкона и кончая просветителями XVIII в. Крупнейшим представителем французской рационалистической философии был Ренэ Декарт (1596—1650).

История Франции:
История Франции: полный курс




Франция в первой половине XVII века. Тридцатилетняя война (1618-1648 г.г.) ----- ФРАНЦУЗСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVI - XVII в.в.) ----- Франция в середине XVII века. Фронда

История Франции
полный курс



Природные ресурсы Франции





Франция:
фотогалереи